Анализ макросреды и бизнес-модели

Результат в бизнесе определяет не только системный маркетинг, четкие финансы и сильная мотивация команды. Не меньше значат факторы, условия и силы, на которые не может повлиять никто: ни собственник, ни маркетолог, ни директор. Их совокупность называют макросредой.

Макросреду нельзя подчинить себе, но изучать ― важно и нужно. Это помогает вовремя заметить опасности, составить план Б на экстренный случай и спрогнозировать возможности.

Анализ макросреды ― неотъемлемая часть проекта «Бизнес-модель + стратегия» для малых и средних бизнесов, которые хотят расти.

Подробнее о разработке стратегии развития →

Что больше влияет на ваш бизнес: налоги или выборы президента? А может религия?

Ответить на эти вопросы помогает PEST-анализ. В классическом виде он включает четыре группы: политические, экономические, социальные и технологические факторы.

PESt-анализ

Важно расширить этот список и оценить влияние экологических, правовых, индустриальных и других факторов, если этого требует специфика вашего бизнеса.

Назвать факторы ― это половина дела. Сложнее оценить их силу и определенность. Кроме того, одни и те же факторы для разных компаний будут означать разное.

Например, ослабление рубля негативно повлияет на типографию, которая закупает бумагу и чернила в Германии. А для российского бумажного завода этот же фактор может означать другое ― рост спроса со стороны клиентов, которые ищут альтернативу подорожавшим европейским материалам.

Такой анализ помогает составить полное представление о факторах внешней среды, которые влияют на вашу компанию. Наиболее значимые факторы обычно используют в SWOT-анализе.

В рамках анализа макросреды мы анализируем
интенсивность конкуренции в отрасли через оценку:

  • угрозы вторжения новых игроков;
  • угрозы появления товаров-заменителей;
  • рыночной власти покупателей;
  • рыночной власти поставщиков.
Интенсивность конкуренции на рынке

В каждом блоке ― несколько параметров, каждый из которых оценивается от 1 до 3 баллов. Сумма выставленных оценок помогает определить уровень угрозы.

Вот пример некоторых параметров для оценки угрозы входа новых игроков:

  • Уровень инвестиций и затрат для входа в отрасль
  • Доступ к каналам распределения
  • Готовность существующих игроков к снижению цен

Анализируя конкурентов в брендинговых проектах, мы изучаем их позиционирование, ценности и особенности коммуникаций, чтобы найти главную идею бренда, эмоцию, за которую люди будут готовы доплачивать.

Подробнее про анализ рыночной среды для построения бренд-платформы ― тут.

Изучение конкурентов в процессе анализа максросреды ― про другое. Он помогает увидеть свои конкурентные преимущества на уровне продукта, ресурсов, технологий и понять, какую конкурентную стратегию выбрать для борьбы за свою долю рынка.

Если вы хотите подробнее обсудить вашу задачу, оставьте заявку на бесплатную консультацию

discuss_button
ВЫ МОЖЕТЕ СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ
ЛЮБЫМ УДОБНЫМ ДЛЯ ВАС СПОСОБОМ
Санкт-Петербург
191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 61, лит. А, пом. 10Н
 
Время работы
пн-пт с 10:00 до 19:00