Результат в бизнесе определяет не только системный маркетинг, четкие финансы и сильная мотивация команды. Не меньше значат факторы, условия и силы, на которые не может повлиять никто: ни собственник, ни маркетолог, ни директор. Их совокупность называют макросредой.
Анализ макросреды ― неотъемлемая часть проекта «Бизнес-модель + стратегия» для малых и средних бизнесов, которые хотят расти.
Ответить на эти вопросы помогает PEST-анализ. В классическом виде он включает четыре группы: политические, экономические, социальные и технологические факторы.
Важно расширить этот список и оценить влияние экологических, правовых, индустриальных и других факторов, если этого требует специфика вашего бизнеса.
Назвать факторы ― это половина дела. Сложнее оценить их силу и определенность. Кроме того, одни и те же факторы для разных компаний будут означать разное.
Например, ослабление рубля негативно повлияет на типографию, которая закупает бумагу и чернила в Германии. А для российского бумажного завода этот же фактор может означать другое ― рост спроса со стороны клиентов, которые ищут альтернативу подорожавшим европейским материалам.
Такой анализ помогает составить полное представление о факторах внешней среды, которые влияют на вашу компанию. Наиболее значимые факторы обычно используют в SWOT-анализе.
В каждом блоке ― несколько параметров, каждый из которых оценивается от 1 до 3 баллов. Сумма выставленных оценок помогает определить уровень угрозы.
Вот пример некоторых параметров для оценки угрозы входа новых игроков:
Анализируя конкурентов в брендинговых проектах, мы изучаем их позиционирование, ценности и особенности коммуникаций, чтобы найти главную идею бренда, эмоцию, за которую люди будут готовы доплачивать.
Изучение конкурентов в процессе анализа максросреды ― про другое. Он помогает увидеть свои конкурентные преимущества на уровне продукта, ресурсов, технологий и понять, какую конкурентную стратегию выбрать для борьбы за свою долю рынка.