Защита дизайн-концепции — один из самых волнительных моментов для дизайнеров, да и в общем для всего агентства. Наработки этапа стратегии объясняются словами, на языке, который мы с вами понимаем. А вот язык дизайна для многих остается непостижимой загадкой, поводом для споров и домыслов — «здесь нарисовано яйцо динозавра или голова инопланетянина? а вот я вижу кактус!»
Каждое из этих понятий может нести и положительный, и отрицательный смысл для конкретного клиента, поэтому дизайнеры не ориентируются на кратковременные тренды. Они берут во внимание современные представления о дизайне, но это история про метаизменения в индустрии и далеко не первостепенный критерий при формировании дизайн-концепции.
Вопрос, которым стоит озаботиться даже раньше, чем обратиться в агентство: какие задачи стоят перед брендом, что должен решить дизайн? Какой образ мы стремимся сформировать?
Нам нужно выглядеть брендом-лидером и возглавить отрасль? Или мы собираемся идти против течения в своей категории и выглядеть провокационно? В начале определяемся с направлением — стратегией, затем описываем бренд: преимущества, характер, ценности. И уже на этот смысловой каркас накладываем визуальные приемы. Вот примеры того, как по-разному могут выглядеть бренды в зависимости от принятых стратегических решений:
Еще один распространенный прием — апеллировать к авторитету или пытаться понять «а как бы сделали другие». Возможно, причина такой реакции в том, что иногда трудно объяснить или даже осознать, что именно не нравится в дизайн-концепции, тогда в ход идут такие приемы.
Ответить на этот вопрос можно, только понимая все о своей аудитории. Здесь еще раз убеждаемся, что готовиться к разработке дизайна (будь то разработка айдентики или ключевого образа) нужно как клиенту, так и агентству. Есть очевидные паттерны, которые используются, например, для аудитории B2B и B2C, но даже они в последнее время ставятся под сомнение.
Часто глаз клиента цепляется за какую-то деталь, которая ему не нравится, и всю последующую защиту он не может воспринимать ничего другого, фокусируясь только на ней. Хотя лучше дизайн воспринимать от общего к частному: сначала — концепция и направление, далее — цвета и формы, потом — отдельные детали.
Здесь речь идет не о выборе конкретных элементов, а о логике внутри дизайн-системы. Есть ли единый принцип построения айдентики? Выглядит ли дизайн-концепция единой или что-то выбивается? Спросите агентство: какие элементы за что отвечают? Как айдентика может масштабироваться и перекладываться на носители?
Иногда осознать увиденное помогает пауза. Бывает, что сразу действует эффект «не совпало с моим внутренним видением — значит плохо», и тогда нужно дать дизайну время пожить в вашей голове.
Главное — задавать вопросы, разговаривать, объяснять, что вызвало противоречия. Важно помнить, что у вас с агентством общая цель — сделать классный дизайн, которым бы все могли гордиться, а вы — еще и эффективно использовать. Совсем отказаться от субъективного восприятия дизайна невозможно, но смотреть на него через призму целей бизнеса и бренда — в наших силах и интересах. Поэтому лучшее движение — навстречу друг другу.