Продолжаем серию ликбезов для новичков индустрии и всех любознательных. Сегодня поговорим об авторском надзоре.
Когда брендинговое агентство завершает проект и передает клиенту результат, работа агентства на этом не обязательно должна заканчиваться. Следом может возникнуть опциональный этап — авторский надзор.
Авторский надзор — контроль внедрения и использования клиентом стратегических и/или креативных разработок. Цель — воплотить проект в задуманном авторами виде и получить максимальный эффект. В нашем случае самая популярная цель — сохранение целостности образа бренда и его смысловых констант. То есть агентство обеспечивает соответствие конечного результата идее, которую оно разработало по заказу клиента.
По идее, когда проект завершен, права на все разработки полностью переходят к клиенту. Авторское право позволяет ему делать с ними все, что ему захочется. Клиент может махнуть рукой на правила использования фирменного стиля, наплевать на созданную бренд-платформу, перекрасить логотип в любимый цвет и много чего еще. У агентства же после проекта остается только право называть себя автором.
Если речь идет о рекламе, представители агентства могут принимать участие в кастинге или даже быть полностью ответственным за него. Если речь о брендинге, например, дизайне упаковки, то команда агентства может отсматривать и оценивать цветопробы, следить за тем, как соблюдается гайдлайн и тому подобное. Авторский надзор может заключаться в присутствии на всех этапах реализации созданного: все зависит от условий, прописанных в вашем договоре с клиентом.
Клиент может потерять итоговые файлы со своим фирменным стилем. Тогда авторский надзор может заключаться в том, чтобы выслать ему их снова. А, например, в типографии может быть установлена старая версия программы и итоговые файлы будут открываться неправильно или не открываться вообще. Тогда дизайнеры агентства пересохраняют файлы в нужном формате и высылают клиенту. Агентство обычно хранит какое-то время все исходники (как правило, это прописывается в договоре).
Конкретный состав работ в рамках авторского надзора определяется чаще всего в индивидуальном порядке между агентством и клиентом, и все договоренности фиксируются письменно.
Авторский надзор, на самом деле, требуется часто, но многие клиенты пока не до конца понимают ценность услуги. Если кратко, то авторский надзор позволит избежать неприятных сюрпризов в ходе реализации проекта, сэкономит время клиента на обсуждения задач с подрядчиками, а еще на переделки за другими исполнителями.
Главное: авторский надзор поможет воплотить в жизнь цельный и стройный образ бренда, который запомнится аудитории, сформирует и закрепит в сознании нужные ассоциации.