Окончание проекта — тот самый этап, на котором исчезает магическое очарование брендинга, а креативная команда превращается из волшебников в тыкву. Мы передаем клиенту последние материалы, начинаем подписывать закрывающие документы. В общем, занимаемся в меру скучными и рутинными вещами.
Но работа творческой команды в этот момент все еще продолжается, параллельно. Дизайнеры занимаются созданием брендбука или гайдбука — руководств по работе с брендом. И хоть функция у обоих документов одинаковая, состав и цели — разные.
В нынешнем выпуске ликбеза рассказываем, зачем мы занимаемся разработкой брендбука — и любого другого бука. И показываем на примерах, в чем они схожи, чем отличаются, а главное — почему важны и нужны компаниям.
Гайдбук (а также гайд или гайдлайн) — это книга стандартов, которая описывает все, что касается правильного использования констант фирменного стиля. Цель гайдбука — помочь дизайнеру разобраться, что после разработки фирменного стиля можно с ним делать, а что нельзя, а также — помочь оформить любой носитель так, чтобы сохранить узнаваемый образ бренда.
Гайдбук включает в себя
Гайдбук — вещь довольно гибкая: он может включать и другие элементы. Все зависит от бренда, его масштабов, каналов коммуникации и поля, в котором он существует. Например, в нашем проекте для Левашовского хлебозавода создание гайдбука привело к итоговым 114 страницам, на которых оказались и не самые типичные блоки: поэтажное описание навигационных конструкций, требования к их производству (размеры, материалы, цвета), CJM.
Итого, гайдбук — документ с правилами, по которым живет фирменный стиль. Гайд ускоряет рабочий процесс, помогает дизайнерам быстрее создавать макеты и сохранять единство фирменного стиля во всех точках контакта. А еще он значительно экономит время при разработке ТЗ, например, для подрядчиков, агентств или производств.
Брендбук — более масштабный документ, который включает не только часть о фирменном стиле, но и бренд-платформу.
Итог разработки брендбука — файл, который включает в себя:
Если гайдбук обычно используют дизайнеры, то брендбук — все, кто работает с маркетингом и коммуникациями бренда: маркетологи, бренд- и контент-менеджеры, пиарщики, копирайтеры и, конечно, дизайнеры.
Создание брендбука — это формирование книги про весь бренд. А гайдбук структурирует информацию только о его фирменном стиле. Главное отличие между буками — объем и детальность материала, который в них содержится.
Однако, несмотря на отличия, у них есть и общие черты. Во-первых, оба документа позволяют структурировать и унифицировать все, что связано с брендом, разработать единые для всех правила. Во-вторых, оба работают на общую цель — создание единого и узнаваемого образа бренда.
Как видите, отличить эти два понятия не так сложно. Так что запоминаем — и вперед к успеху!