Рецепт успешного брейншторминга

Рецепт успешного брейншторминга
Студия брендинга DEZA
191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 61
(812) 6-7777-10
14.10.2022

Много кто уже писал про мозговой штурм (он же брейншторминг). Мы тоже напишем, но не потому, что хотим быть как все, а потому, что этот подход не так прост и команды все равно продолжают проваливаться в попытках штормить.

Проблемы обычно такие — выберите свою:
1. Идеи только генерировались и не развивались.
2. Кто-то не выдержал критику.
3. Кто-то не подготовился.
4. Задача или проблема плохо сформулирована и не донесена до команды.
5. Плохо подобраны участники.

Мы вряд ли решим эти проблемы одной статьей, но хотя бы постараемся рассказать о них в комплексе и предложить вам пошаговый рецепт подготовки и проведения брейншторминга.

Old but gold

Мозговой штурм — это метод генерации новых идей, он помогает прийти к креативному и нестандартному решению, посмотреть на проблему с разных сторон. Метод предложил американский маркетолог, один из основателей агентства BBDO Алекс Осборн еще в 1953 году.

От обычного обсуждения мозговой штурм отличается тем, что его задача — предложить как можно больше вариантов решения вопроса. Отсюда вытекает его особая структура.

  • Этап 0. Подготовка к встрече.
  • Этап 1. Обозначение задачи.
  • Этап 2. Генерация идей.
  • Этап 3. Критика и голосование.
  • Этап 4. Финальный штрих — action plan.

И принципы:

  • неформальная обстановка, располагающая к креативу;
  • нет молниеносной критике: чем больше идей — тем лучше;
  • все идеи фиксируем и визуализируем;
  • возможность высказаться должна быть у каждого;
  • все участники равны, и никто не равнее.

Дальше поговорим подробнее про каждый этап и постараемся предостеречь от очевидных ошибок.

Подготовка

Задача этого этапа:— максимально упростить всем жизнь и не допустить краха на встрече.

Вам понадобится

  • модератор — человек, который будет отвечать за тайминг, структуру, весь этап подготовки и соблюдение правил встречи;
  • участники — коллеги в хорошем расположении духа, погруженные в задачу;
  • приятное место — не душная переговорка, а желательно просторное помещение с окнами.

Что модератор должен сделать заранее

  1. Сформулировать цель встречи. Формулировка должна быть емкой, а результат — понятен группе. Для этого можно воспользоваться методикой SMART (по ссылке статья коллег, в которой можно поближе познакомиться с методом).
  2. Подобрать участников:
    ● участники способны предлагать креативные идеи;
    ● участники находятся примерно на одной ступени в иерархии компании — это для того, чтобы все чувствовали себя свободнее (но если чувствуете, что такой проблемы конкретно у вас не возникнет, смело пропускайте этот пункт);
    ● участники имеют отношение к решаемой задаче — можно не звать охранника дядю Васю на брейншторм по дизайну, приберегите его силы для других задач.
  3. Составить план встречи:
    ● подсчитайте, сколько участников вы пригласили — у каждого должно быть время высказаться. Алекс Осборн назвал оптимальным размером команды — 12 человек, а время штурма — до 60 минут. При планировании можно ориентироваться на эти показатели;
    ● выберите, по какой схеме будет происходить брейншторминг (о возможных схемах — дальше).
  4. Подготовить дополнительные материалы. Во время брейншторминга важно записывать и вывешивать куда-то все идеи: это могут быть флип-чарт, стикеры, whiteboard или даже выведенная на экран доска Miro.

Обозначение задачи

Простой, но обязательный шаг. В начале встречи модератор еще раз проговаривает, зачем все собрались и рассказывает более подробно, в каком формате будет проходить брейншторминг. Иначе это все равно, что закинуть сырые овощи в винегрет — вроде все ингредиенты на месте, но блюда не вышло.

Генерация идей

Вот мы подошли к самому креативному, обычно еще и самому громкому этапу брейншторминга. Чтобы не скатиться в народные гуляния, выберите и используйте одну из моделей проведения мозгового штурма. Ниже мы перечислили те варианты, которые нам больше всего откликаются (да, должны же мы где-то использовать это модное слово):

  1. Майнд-карта. Первый предложенный тезис ложится в основу карты — от него строятся ответвления и дополнительные, служебные идеи. Этот способ помогает не просто накидать мыслей, а прийти к решениям, не всегда лежащим на поверхности.
  2. Идеи на время. Модератор дает определенное время каждому на генерацию решений, участники записывают их у себя, а затем по очереди озвучивают предложения и обсуждают их. Фишка в том, что ограниченное время хорошо стимулирует креатив.
  3. Погружение. Этот вариант хорошо подходит для поиска визуальных или продуктовых решений. Попросите всех закрыть глаза и представить конечный результат брейншторминга. Наводящими вопросами стимулируйте участников добавлять детали к образам в голове. Важно, чтобы каждый фиксировал свои размышления письменно.
  4. Идеи по кругу. Помогает исключить перебивание на встрече. Из названия уже понятна суть — все высказывают идеи по очереди. И так несколько кругов. Здесь есть всего два правила. Первое — критиковать нельзя, пока не закончится первый круг. Второе — нельзя говорить: «Мою идею уже озвучили» — можно только взять больше времени на обдумывание.

Критика и голосование

На этом этапе попробуйте обозначить критерии для выбора. Если вы модератор, приготовьтесь — придется побыть душнилой и напомнить всем правила конструктивной критики:

  • критиковать не человека, а идею;
  • не пытаться намеренно сгладить или, наоборот, усилить то, что собираетесь сказать;
  • не просто говорить все, что в голове и на сердце, а объяснять и аргументировать;
  • оставаться дружелюбным и спокойным.

Дальше можно последовательно задать несколько «почему?» применительно к выбранным вариантам. Участники могут и задавать вопросы, и предлагать ответы. В процессе станет понятно, какие у получившихся идей сильные и слабые стороны.

Финальный штрих —
action plan

Здесь предлагаем пользоваться такой схемой: команда начинает с выбранной идеи — она пишется в центре, а затем вокруг появляются «лучи». Каждый «луч» — вопрос: кто, что, когда, где и как. Задача — обозначить исполнителей, ресурсы, сроки и обозначить шаги в достижении конечной цели.

Еще раз о важном

Мозговой штурм — это про полет фантазии и творчества. Чтобы полет случился, но участники не вылетели в стратосферу и не поубивали друг друга, придется потрудиться над организацией встречи. Напоследок цитата из книги «Рисовый штурм» Майкла Микалко — для вдохновения и еще большей убедительности:

«Когда мы находимся в подавленном состоянии, наши мысли существенно отличаются от тех, что приходят на ум в хорошем расположении духа. Ощущая себя богатым или преуспевающим человеком, вы мыслите совершенно иначе, чем если бы считали себя вечным неудачником. Точно так же, когда мы настроены творчески, наши мысли совсем не походят на те, что посещают нас в рутине будней».

Назад

© Студия брендинга DEZA 2004-2024