Проект получил бронзовую награду открытого жюри фестиваля нового дизайна СРЕДА в номинации «Дизайн и оформление общественных пространств».
Клиент:
RBI — петербургская строительная компания
Задача:
Составить маршруты посетителя, дизайн-концепцию и систему навигации, а также разработать логотип завода
Компания RBI в 2017 году выкупила здание бывшего Левашовского хлебозавода, чтобы провести его реконструкцию и создать в его стенах новое культурно-деловое пространство. Помимо культурного центра, в 2023 году здесь открылась новая штаб-квартира RBI. В этом масштабном проекте мы помогали RBI выстроить систему и стиль навигации, а также разрабатывали логотип завода.
Построенный в 1930-е годы Левашовский хлебозавод — уникальный памятник архитектуры конструктивизма и знаковый объект для Ленинграда–Петербурга. В годы Великой Отечественной войны он не прекращал работу ни на день, и даже в самые суровые дни блокады здесь продолжали выпекать хлеб.
Мы стремились концептуально и стилистически связать навигационное оформление не только с современным видом здания, но и с историей завода — провести символическую линию из прошлого в настоящее.
Сейчас помимо штаб-квартиры RBI, в здании располагаются: экспозиция об истории хлебопечения и самого Левашовского хлебозавода, об архитектуре советского авангарда и конструктивизма, блокадный мемориал, «Творческая котельная» — зал с 18-метровым деревянным куполом, где проводят концерты и кинопоказы, лекторий «Школы Masters». Вскоре здесь разместятся несколько офисных помещений и ресторан.
Работу с навигацией мы начали с исследования и построения CJM — карты пользовательских маршрутов по зданию.
Хлебозавод не был до конца реконструирован к началу проекта, поэтому часть информации мы получили от клиента на стратегической сессии и по результатам общения со строителями, часть — исследовали самостоятельно во время поездок на объект и изучения планов здания.
Аудитория хлебозавода делится на четыре большие группы: сотрудники RBI, клиенты RBI, гости и резиденты. У каждой группы посетителей — свои особенности восприятия и точки притяжения при посещении места.
Для того, чтобы провести посетителей по правильному маршруту, нужны разные типы указателей: индикаторы места, опорные пункты, карты, а также знаки, подтверждающие правильность направления.
Наружными опорными пунктами стали стелы на подъездных путях к зданию и в сквере. Это самый крупный объект навигации — доминанта пространства. Они позволяют сотрудникам и гостям сразу увидеть направление и найти вход.
Главным индикатором места в нашем случае выступают логотипы RBI и Левашовского хлебозавода на фасаде. В здании эту роль играют локальные указатели места, например, надписи «Ресепшн», «Кафе», цифры, обозначающие этаж и помещение, и так далее.
У всех групп посетителей есть общие точки, в которых их пути могут пересечься, — здесь мы прорабатывали разводящие указатели. Такие карты-схемы нужны, например, при выходе из лифта или с лестницы, а также в местах большого скопления людей — в холле или на перекрестках.
Еще один аспект, помогающий посетителям пространства быстрее ориентироваться, — цветовые решения разводящих указателей. Все офисные пространства мы обозначили черным, а точки притяжения и общественные места — золотым или серо-голубым.
Для логотипа мы переосмыслили историческую вывеску хлебозавода, представив современный взгляд на атмосферу и эстетику 1930-х годов. Две широкие буквы «О» обыгрывают круглую форму зданий завода.
Эти же два пересекающихся круга становятся формообразующими элементами и для всей навигационной системы. Общая сдержанность ее стиля дополнена цветовыми акцентами и подчеркнута неправильной формой навигационных элементов.
В итоге мы разработали навигацию для шести этажей нестандартного пространства: от CJM и типологии навигационных элементов — до логотипа, шрифта и фирменных пиктограмм. Как мы и задумали, концептуально логотип и весь визуальный стиль — символический мост между прошлым и будущим Левашовского хлебозавода и Ленинграда–Петербурга.
Фото предоставлены компанией RBI
Что сделано: стратегическая сессия, сегментация и анализ аудитории, разработка CJM, дизайн-концепции, логотип, фирменный шрифт, дизайн макетов элементов навигации, гайдлайн, авторский надзор